о портфолио обучающихся

Приложение к Приказу № ___ от «__»__________2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ________ Л.С.Хоранова

«ПРИНЯТО»
На заседании Педсовета
Протокол № __ от «___»______2015 г.

«РАССМОТРЕНО»
на заседании Совета обучающихся
Протокол № от 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
МБОУ ООШ № 6 г.Моздока РСО-Алания

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет структуру, порядок формирования и
использования портфолио образовательных достижений учащихся в образовательном
процессе .
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации», требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования, Уставом и Положением о системе оценок,
форм и порядке промежуточной аттестации образовательного учреждения.
1.3. В соответствии с названными документами настоящее Положение рассматривает
Портфолио как
- форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их
собственной учебной, творческой, исследовательской, проектной деятельности;
- инструмент внутренней (внутришкольной) накопительной оценки планируемых
результатов образования, направленный на фиксацию, представление и оценку
индивидуальных достижений учащегося в ходе учебной и внеучебной (в том числе
внешкольной) деятельности и его индивидуального прогресса, характеристику процесса его
учения, а также комплексного образовательного результата, отражающего способность
школьника практически применять приобретенные предметные и метапредметные знания и
умения в различных областях жизни и деятельности для решения социально и личностно
значимых задач (компетентности);
- форму осуществления социального партнёрства учащихся, их родителей и педагогов.
1.4. Настоящее Положение устанавливает статус Портфолио учащегося как открытого
документа, предназначенного для публичной демонстрации в условиях итоговой (по
окончании ступени) и промежуточной (четверть, полугодие, год) аттестации ученика,
2

профессиональной аттестации учителя начальных классов, а также в других,
предусмотренных законодательством, случаях, требующих демонстрации успешности
учащихся.
1.5. Вид, структура и состав материалов портфолио определяются конкретными
целями его создания и использования на каждой ступени обучения и описываются в
соответствующих разделах настоящего Положения.
1.6. Место хранения портфолио определяется по согласованию между учителем,
учеником и его родителями (законными представителями). В случае, если местом хранения
портфолио избрана школа (класс), ученику и его родителям (законным представителям)
обеспечивается свободный доступ к материалам портфолио и предоставляются гарантии
сохранности портфолио и отсутствия возможности несанкционированного доступа к
материалам портфолио посторонних лиц.
1.7. Под внеучебными достижениями понимается приобретение учащимися личного
опыта успешной образовательной, творческой, социально значимой деятельности в рамках:
 реализации индивидуальных и групповых образовательных творческих проектов
(работ), не предусмотренных соответствующими образовательными программами в
качестве обязательных;
 освоения факультативных курсов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных
образовательных программ по выбору учащихся;
 деятельности
органов
самоуправления,
предусмотренных
уставом
общеобразовательной организации.

2.1. Цель и задачи портфолио
2.1.1. Портфолио выступает как средство поддержания высокой учебной мотивации
младших школьников, развития навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности учащихся, формирования умения учиться; а также как инструмент
педагогического сопровождения ученика.
2.1.2. Основными задачами формирования портфолио ученика :
- сбор, систематизация, фиксация и оценка результатов учебных и внеучебных
достижений ученика в различных областях деятельности;
- информирование родителей (законных представителей) ученика о процессе его
обучения и достигнутых успехах, обеспечение деятельного и заинтересованного участия
родителей (законных представителей) в образовательном процессе начальной школы;
- обеспечение преемственности в обучении и развитии школьника при переходе на
другую ступень образования.
2.2. Структура и основное содержание портфолио
2.2.1. В соответствии с целями и задачами портфолио на ступени начального общего
образования основным видом является портфолио работ, которое может включать в себя (по
желанию учащегося) элементы портфолио документов и портфолио отзывов.
2.2.2. Структура портфолио включает следующие основные разделы:
 титульный лист, содержащий название документа, имя и фамилию учащегося, класс;
 оглавление;
 листы-разделители с названиями разделов и подразделов портфолио;
3

 раздел, отражающий предметные результаты, с перечнем подразделов,
соответствующих набору предметов, изучаемых в данном классе;
 раздел, отражающий результаты внеучебной и досуговой деятельности, с перечнем
подразделов, соответствующих видам деятельности, в которые активно включен
конкретный ученик.
По желанию ученика и его родителей (законных представителей) в индивидуальный
портфолио дополнительно могут быть включены и иные разделы.
2.2.3. Портфолио младшего школьника включает следующие основные группы
материалов:
- выборка формальных и творческих работ, выполненных в ходе обязательных
учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися
занятий внеурочной деятельности (предметных кружков), реализуемых в рамках
образовательной программы школы (в том числе в учреждениях дополнительного
образования детей);
- выборка материалов текущего (формирующего) оценивания, включающая
систематизированные материалы наблюдений учителя за процессом овладения
школьниками универсальными учебными действиями и материалы самооценки школьников
(оценочные листы, листы саморефлексии );
- материалы, характеризирующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и
внешкольной) и досуговой деятельности (познавательной, творческой, конструкторской,
социальной, спортивной, трудовой и т.п.).
2.2.4. Не допускается включение в портфолио материалов, содержащих сведения
конфиденциального характера, подпадающих под действие ФЗ «О персональных данных»,
этического кодекса педагога-психолога, социального педагога, норм профессиональной
деятельности медицинского работника; материалов, содержащих сведения и данные,
подлежащие, согласно ФГОС НОО, исключительно неперсонифицированному изучению и
оцениванию; а также сведений, могущих представлять потенциальную угрозу безопасности
ученика в случае утраты портфолио или несанкционированного доступа к портфолио
посторонних лиц.
Перечень этих сведений разрабатывается и утверждается администрацией и
Управляющим советом образовательного учреждения в соответствии с названными
документами и приводится в приложении к настоящему Положению.
2.3. Порядок формирования портфолио
2.3.1. Портфолио формируется на период обучения на ступени начального общего
образования (1 – 4 классы) и продолжается на ступени основного общего образования (5-9
классы)
2.3.2. Материалы портфолио пополняются и обновляются ежегодно по мере
накопления.
2.3.3. При переходе ученика на новую ступень обучения часть материалов портфолио,
созданного на предыдущей ступени, по желанию ученика и его родителей (законных
представителей) может быть включена в состав нового портфолио.
2.3.4. Материалы портфолио подбираются и размещаются таким образом, чтобы они
позволяли демонстрировать индивидуальный прогресс (индивидуальную успешность) и
достижения ученика в различных областях школьной и внешкольной деятельности за
определенный период обучения (четверть, полугодие, год).
4

2.3.5. Каждый материал (группа однородных материалов) портфолио сопровождается
средствами оценивания (оценочный лист и др.), в которых фиксируются критерии и
результаты оценки учителя и самооценки ученика.
2.3.6. В портфолио в обязательном порядке включаются материалы стартовой,
промежуточной, итоговой педагогической диагностики, отражающие индивидуальный
прогресс (положительную динамику) в освоении учеником предметных и универсальных
учебных действий (метапредметных умений), а также выполненные учеником рубежные (за
четверть, полугодие, год) контрольные работы по предметам, входящим в программу
данного класса.
2.3.7. Грамоты, благодарности, сертификаты и другие награды, полученные учеником
за успехи в том или ином виде деятельности, в том числе за участие в олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях школьного, муниципального, регионального, федерального
уровней, размещаются среди других материалов в разделе портфолио, фиксирующем
результаты, достигнутые в той предметной области (или виде деятельности), за который
получена награда.
2.3.8. Материалы портфолио помещаются в файловую папку с прозрачными
вкладышами. По желанию ученика и его родителей (законных представителей) возможно
частичное ведение портфолио в электронном виде (электронный портфолио).
2.4. Права и обязанности участников образовательного процесса
при работе с материалами портфолио
2.4.1. В формировании портфолио участвуют ученик, учитель, родители (законные
представители) ученика.
2.4.2. Ученик:
- собирает материалы, ранжирует их, составляет перечень материалов, оформляет
портфолио, при необходимости обращается за помощью к учителю и родителям;
- готовит презентацию портфолио, самостоятельно (при необходимости – с помощью
родителей и учителя) выбирая направление оценивания и материалы для публичной
демонстрации.
2.4.3. Ученик имеет право:
- на изъятие (замену, добавление) по своему усмотрению любого материала, кроме
обязательного, без согласования этих действий с учителем и родителями;
- на самостоятельное творческое, отражающее его личность и интересы, оформление
портфолио, включая такие его элементы, как титульный лист и листы-разделители.
2.4.4. Учитель:
- разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, консультирует учеников и
родителей по вопросам работы с портфолио, помогает ранжировать представленные
документы, организует презентацию портфолио, оформляет итоговые документы по оценке
материалов портфолио при аттестации ученика;
- отвечает за своевременное пополнение ученического портфолио обязательными
материалами ;
- рекомендует, какого типа материалы желательно включить в портфолио, исходя из
специфики задач обучения, общего и индивидуального развития школьников на данном
этапе;
- обеспечивает сохранность и конфиденциальность портфолио учащихся в случае,
если местом их хранения выбрана школа (класс).
5

2.4.5. Учитель имеет право:
- поощрять ученика за отдельные успехи, размещая соответствующую запись в
портфолио учащегося;
- представлять любые материалы ученических портфолио (в неперсонифицированном
виде) для подтверждения собственной профессиональной квалификации в ходе аттестации,
а также в других случаях, требующих демонстрации профессиональных достижений, в том
числе при участии в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях и
т.п.;
- использовать материалы (фрагменты материалов) ученических портфолио при
подготовке и публикации научно-методических статей, презентаций и т.п. при наличии
письменного разрешения со стороны родителей (законных представителей) учащихся.
2.4.6. Родители (законные представители) ученика:
- оказывают необходимую помощь ученику в отборе и оформлении документов
портфолио, вместе с учеником анализируют его успехи, участвуют в презентации
портфолио.
2.4.7. Родители (законные представители) ученика имеют право:
- беспрепятственно знакомиться с материалами портфолио;
- вносить предложения по организации работы младших школьников с портфолио;
- принимать участие в оценке материалов портфолио при аттестации ученика.
2.5. Использование портфолио для оценки образовательных достижений
2.5.1. Материалы портфолио используются в ходе промежуточной и итоговой
аттестации для осуществления комплексной оценки предметных и метапредметных
результатов, достигнутых учеником; для подготовки характеристики образовательных
достижений ученика по окончании начальной, основной ступени обучения или при
переводе в другое образовательное учреждение.
2.5.2. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по отдельным
предметам материалы портфолио служат дополнительным основанием для определения
отметки в спорных случаях. Материалы портфолио могут служить основанием только для
повышения итоговой отметки; отсутствие в портфолио каких-либо материалов,
подтверждающих достижения ученика, не может служить основанием для понижения
итоговой отметки.
2.5.3. Отметка по отдельному предмету может быть повышена на один балл при
наличии в портфолио учащегося грамоты (диплома) за призовое место в конкурсе
(олимпиаде, соревновании) по данному предмету школьного, муниципального,
регионального либо федерального уровня, полученной в аттестационный период, или при
наличии самостоятельной исследовательской, проектной работы по данному предмету (в
том числе выполненной в рамках занятий внеурочной деятельности или образовательного
процесса учреждений дополнительного образования детей) и представленной в
аттестационный период во внеконкурсных мероприятиях (учебной конференции, семинаре,
фестивале проектных и исследовательских работ) различного уровня.
Решение о повышении отметки по предмету на основании материалов портфолио
принимается учителем и утверждается администрацией школы (педагогическим советом).
2.5.4. Для
оценки
метапредметных
результатов
(определения
уровня
сформированности различных групп универсальных учебных действий) используются
результаты выполнения школьником специальных педагогических диагностических работ
(диагностических заданий), входящих в блок обязательных материалов портфолио, и
презентации (защиты) школьником индивидуального портфолио в ходе специально
6

организованных
открытых
мероприятий
(родительских
собраний,
школьных
(внутриклассных фестивалей ученических портфолио и т.п.).
2.5.5. Оценка материалов портфолио и портфолио в целом осуществляется на
содержательно-критериальной основе. Перевод
данных оценок в баллы, а также
рейтинговое оценивание материалов портфолио и портфолио в целом, не допускается.
Результаты оценивания оформляются в виде краткого (при необходимости - развернутого)
письменного экспертного заключения, подготовленного учителем и характеризующего
особенности формирования универсальных учебных действий и личностного развития
школьника, а также, по желанию ученика, в виде письменных отзывов родителей и
одноклассников.

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».