1 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ООШ №6 г. Моздока _________Р.В.Будайчиева Приказ№______от ___________ План внеурочной деятельности МБОУ ООШ №6 г. Моздока на 2022 – 2023 учебный год 2 Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности 1 – 9 классов на 2022- 2023 учебный год Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования объединяя все виды деятельности младших школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их образования, развития, воспитания, социализации. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлятьв свободное от обучения время. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у обучающихся интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, создание условий для воспитания и социализация духовнонравственной личности. Задачи внеурочной деятельности: вовлечение обучающихся в разнообразную внеурочную деятельность; обогащение и расширение культурно-нравственного уровня обучающихся; создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование. сотрудничество с социальными институтами в целях организации внеурочной деятельности («ДДТ», КЦ «Родина», музыкальная школы, с/к «Олимп» театрами, библиотеками и т.д.); формирование навыков позитивного коммуникативного общения; создание условий для эффективной реализации образовательных программ различного, реализуемых во внеурочное время; организация информационного сопровождения внеурочной деятельности; совершенствование материально-технической базы для организации внеурочной деятельности обучающихся. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся; опора на традиции, положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка; 3 сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности; доступность и наглядность; целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе: реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы; включение ребенка в систему коллективных творческих дел по основным направлениям программы духовно нравственного развития, воспитания обучающихся; использование ресурсов учреждений дополнительного образования; Ориентирами в организации внеурочной деятельности в начальных классахявляются: запросы родителей, законных представителей обучающихся; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов; возможности образовательных учреждений дополнительного образования; рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. План внеурочной деятельности В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении используется план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности – это документ, который определяет состав, и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за 4 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Для организации внеурочной деятельности выбрана базовая организационная модель строящаяся на основе взаимодействия школы с несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность осуществляется через: дополнительные образовательные программы (кружки и секции проводимые набазе школы); программы учреждений дополнительного образования (МОУ ДОД «ДДТ»). классное руководство (экскурсии, походы, классные часы, праздники, игры,конкурсы, соревнования, выставки и т.д.); группу продленного дня (кружки, занятия, экскурсии, игры); учебный план образовательного учреждения (факультативы); работу педагогических работников в соответствии с должностной инструкцией(социальные педагог, библиотекарь, педагог-психолог). Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развитияличности: 4 спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Формы организации внеурочной деятельности по направлениям Общеинтеллектуальное направление: • викторины, познавательные игры; • детские исследовательские проекты («Проектная неделя») • школьные и внешкольные мероприятия познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) • тематические праздники, уроки Знаний, конкурсы; • факультативы «Умники и умницы», «Логика», Общекультурное направление: • культпоходы в музеи, библиотеки, выставки, концерты; • концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы (День учителя, 8марта, 23 февраля, День рождения класса); • кружки художественного творчества («Творческая мастерская»); • праздничное оформление школы и класса (конкурс «Новогодняя сказка», «Уютный класс»); • Дни открытых дверей в школе. Духовно-нравственное направление: • беседы; • игры нравственного и духовно - нравственного содержания; • творческая, художественная деятельность детей (конкурсы рисунков, поделок,творческих работ); • экскурсии в городской музеи, выставки; • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей «Подарок Осени», «Новогодняя игрушка», «Наша армия родная стережет покой страны»); 5 • праздники («День матери», Новый год); • кружки («Театральная сутдия») Спортивно – оздоровительное направление: • спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья; • физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе; • плавательный всеобуч; • оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей. Социальное направление: • акция «Сбор макулатуры», «Субботник в школе»; • работа по озеленению школы; • организация дежурства в классах; • выставки поделок и детского творчества; • трудовые десанты, субботники; • сюжетно-ролевые игры. Среднее количество часов на внеурочную деятельность в 1-4 классах. Направления внеурочной деятельности 1 класс Спортивно - оздоровительное 1 Духовно-нравственное 1 Общеинтеллектуальное 2 класс 3 класс 4 класс 1 1 1 2 1 1 1 1 3 3 Общекультурное Социальное 1 Итого 3 3 Среднее количество часов на внеурочную деятельность в 5-9 классах. Направления внеурочной деятельности 5 класс 6 класс Спортивно -оздоровительное 7 класс 8 класс 9 класс 1 Духовно-нравственное 1 1 1 1 1 Общеинтеллектуальное 1 2 1 1 1 Общекультурное 1 Социальное 1 Итого 3 1 3 3 3 3 6 Направления внеурочной деятельности в 1-4 классах представлены кружками 2-е классы 3-е классы 4-е классы № Форма проведения 1 Духовно-нравственное направление Шк. кружок 1 час 1 час 1 час Название 1 1 2 3 «Разговоры о важном» 1-е классы Социальное направление «Функциональ Шк. кружок 1 час ная грамотность + ОПД» Общеинтеллектуальное направление «Веселая Шк. кружок 1 час граматика» «Занимательна Шк. кружок 1 час 1 час я математика» «Все обо всем» Шк. кружок Итого 1 2 Театральный Кружок «Теремок» «Мой край родной» 2 часа 1 час Общекультурное направление Шк. кружок Шк. кружок 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Спортивно –оздоровительное направление 1 «Шахматы» Шк. кружок 1 час Направления внеурочной деятельности в 5-9 классах представлены кружками 6-е классы 7-е классы 8-е классы 9-е классы № Форма проведения 1 Духовно-нравственное направление Шк. кружок 1 час 1 час 1 час Название 1 2 3 1 «Разговоры о важном» 5-е классы Социальное направление «Функциональ Шк. кружок 1 час ная грамотность + ОПД» «Финансовая Шк. кружок грамотность» «Семьеведение Шк. кружок » Общеинтеллектуальное направление «Тайны Шк. кружок 1 час русского языка» 1 час 1 час 1 час 1 час 7 2 3 4 5 1 «Занимательна Шк. кружок я биология» «Время. Шк. кружок События. люди» «Мир Шк. кружок географии» «Занимательна Шк. кружок я география» Итого «Традиции, культура Осетии» 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 1 час Общекультурное направление Шк. кружок 1 час 1 час Спортивно –оздоровительное направление 1 «ШСК» Шк. кружок 1 час ро ан Предполагаемый педагогический результат плана внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням, каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует ряд образовательных содержательно и структурно близких форм. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. 8 Класс 1-2 Уровень результато в Первый уровень результато в 3 Второй уровень результато в 4 Третий уровень результато в Содержание Приобретение учащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); понимание социальной реальности и повседневной жизни Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Способ достижения Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта «педагог - ученик» Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) - «педагог – ученикколлектив» Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде – «педагог – ученик – коллектив – общественная среда» Возможны еформы деятельности Беседа Дебаты, тематически й диспут Проблемн оценностна я дискуссия с участием внешних экспертов 9 1 0